Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Более ста лет назад были предприняты попытки определить готовность детей к обучению, или, как часто сейчас говорят, «школьную зрелость». Это не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справляться с учебой в школе. Недостаточная «школьная зрелость» чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего это касается психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, то есть восприятия речи. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Очень важны способность снижать на определенное время высокую двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА «НЕЗРЕЛЫХ» ДЕТЕЙ?
«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано прежде всего с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.
Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ИДТИ В ШКОЛУ?
Специалисты установили, что среди детей шестилетнего возраста количество «незрелых» весьма велико — почти половина. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малыша. В возрасте 6,5 лет количество «незрелых» детей уменьшается до 23-30 процентов, а среди семилетних оно еще ниже — 10-15 процентов.
Источник: http://интернет